rus | eng

Продажа и аренда недвижимости
в Испании
Sale Rent Services Info Tourism About
HomeSite map ContactsBlogOnline base

Искусство

пстория испанского искусства восходит к пещерным рисункам каменного века, но подлинно испанский стиль возник лишь во втором тысячелетии нашей эры. Наряду с такими гениями в живописи, как Веласкес, Гойя, Сурбаран и Пикассо, Испания породила блистательных архитекторов и кинематографистов.

Живопись, скульптура и архитектура
К раннему испанскому искусству относятся изображения бизонов, кабанов, волков или оленей на стенах кантабрийских пещер. Вероятно, их использовали в охотничьих ритуалах. Эти наскальные рисунки (например в Альтамире) созданы в 15000 – 8000 г.г. до н.э. Более поздние образцы древнего искусства – это медные пластины с изображениями божеств из укрепленного поселения Лос-Мильярес близ Альмерии. Древнейшими постройками являются мегалиты (огромные каменные глыбы) и дольмены (каменные гробницы) на Балеарских островах и в Антекере ( примерно 2500 г. до н.э.)

пскусство иберов
Освоение золотых, серебряных, свинцовых и оловянных рудников в андалусийском Тартессе, а затем приход греческих и финикийских торговцев дали начало новому периоду в искусстве полуострова. Скульптурные изображения (резной известняк и бронза) – единственное, что осталось от цивилизации иберов в центральной и южной части страны после Пунических войн между Римом и Карфагеном, когда было уничтожено большинство архитектурных сооружений. Самым выдающимся творением того периода является так называемая Дама из Эльче (VI – V в.в. до н.э.) – великолепное изображение женщины в драгоценном уборе. Сохранилась также керамика. Несмотря на греческое влияние, иберы сумели создать собственные типы абстрактных, зооморфных или антропоморфных орнаментов, украсивших гончарные изделия из необожженной глины. На севере кельтиберы создавали замечательные золотые украшения, обнаруженные в кастрос (укрепленных поселениях) Галисии.

Римская классика
Пять столетий римского господства оказали огромное влияние на испанское искусство и архитектуру. Города строились вокруг форума (рыночной площади), окруженного театром, амфитеатром и храмами. Элита жила в великолепных виллах, украшенных мозаикой, мраморными колоннами и статуями.

Вестготы
Следующим важным ингредиентом в «испанской смеси» стало христианство. Начиная с V в. н.э. вестготы внесли элементы скандинавской культуры, в то время, как юг Испании пребывал под влиянием византийских традиций (522 – 621 г.г.). Выдающееся мастерство вестготских мастеров сохранилось в золотом и серебряном декоре королевских корон и в предметах из гробниц вельмож.300-летнее присутствие вестготов сказалось и на ранних христианских постройках: в Кинтанилья-де-лас-Виньяс, обители VII века на севере Кастилии, - примитивные, схематичные рельефы на резных фризах  капители со стилизованными фигурами и птицами в цветочном орнаменте. Это отнюдь не классический реализм римлян. Подобная декоративная абстракция будет доминировать в испанском искусстве вплоть до расцвета романского стиля.
Дороманская архитектура в Астурии, единственном регионе, не захваченном мусульманами, включала достаточно сложные элементы до того, как из Франции был заимствован романский стиль. Парящие в в вышине своды, подковообразные арки, облицовочный камень и чарующе фрески совершенствовались по мере строительства церквей.

Мавританский стиль
Наибольшее влияние ислама испытала Андалусия. Крепости (алькасабы), дворцы (алькасары) и мечети (мескиты) стали эмблемой аль-Адалуса, вершиной же этой архитектуры стала изумительная гранадская Альгамбра. Более ранние исламские постройки VIII – XI в.в. находятся в Кордове. Мескита (Большая мечеть) олицетворяющая рай и Святой город, и Медина Асаара (дворец халифа) украшены фризами, покрытыми вязью, и затейливыми орнаментами из кирпича, камня и мрамора. Поскольку в исламе запрещено изображение людей, мастера использовали свой талант для создания изысканных орнаментов (хотя иногда правила обходили: в декоре Медины Асаары можно заметить фигуры людей).
Такие элементы, как подковообразные арки, своды, ложные арки, ажурные конструкции и артесонадо (потолки с причудливой резьбой), сохранялись в исламской архитектуре очень долго, хотя искусство в течение 700 лет правления мавров развивалось очень интенсивно. Сначала декоративные элементы заимствовались из Сирии. Позднее Альморавиды и Альмохады стали более консервативны, что не помешало им ввести многоцветные асулехос (изразцы) и изысканные артесонадо. Дворцы и дома возводились вокруг патио (внутренних дворов). Эта традиция сохраняется и поныне: в жару состоятельные семьи жили в прохладных нижних этажах, а с наступлением холодов переселялись выше. Дворцовые сады изобиловали источниками и благоухающими растениями. Все это представлено в Альгамбре, вершине мавританского стиля.

Мосарабик и мудехар
По мере того, как в период Реконкисты христиане продвигались с севера на юг, они попадали под влияние мосарабов – христиан, живших под арабами и принявших формы арабского искусства. Поэтому после освобождения Испании от мавров и разрушения мечетей талантливые мастера-мавры продолжали трудиться на новых хозяев-христиан. Так возник стиль мудехар, оказавший длительное влияние на испанское искусство. Среди памятников этого стиля – изысканные башни Арагона, Королевский Алькасар в Севилье с его резьбой по дереву и изразцами, и, в сочетании с готикой, - башни и церкви Толедо. Мастера Мудехара возводили и синагоги – три из них, сохранившиеся в Толедо и Кордове, являются уникальным сочетанием иудейской каллиграфии с арабским искусством. пз-за чрезмерной декоративности мудехара появилось неприятие пустых, не украшенных пространств, и эта тенденция сохранялась в испанском искусстве в последующие века. В архитектуре мудехар использовался вплоть до начала XX века в оформлении арен для боя быков и железнодорожных вокзалов.

Романский стиль
В то время как мавры покрывали стены лепниной и асулехос, испанцы-христиане создавали шедевры на севере страны, чтобы вдохновлять паломников на их долгом пути в Сантьяго-де-Компостела. С середины XI века французские и итальянские традиции пришли в Испанию, но сплелись с вестготским, дороманским и мавританским влиянием.
В соборе Сантьяго-де-Компостела сохранился величественный романский неф, превосходные рельефы на Пуэрта-де-лас-Платериас (ок. 1100 г.) и главный шедевр скульптора Матео – портик Славы (1188 г.). Несколькими годами ранее столь же величественный портал был возведен в каталонском монастыре Риполя. Это воплощенная в камне Библия для неграмотных. Поучительными сценами украшены капители колонн, галереи и порталы. Замечательные архитектурные памятники находятся в Жироне, Санто-Доминго-де-лос-Силос, Таррагоне, Сан-Хуан-де-ла-Пенья, Сангуэсе, Лейре и Сантильяна-дель-Мар. А раскрашенные деревянные статуи по сей день носят во время процессий Страстной недели.
Другие формы испанского романского стиля – ретабло (аналог русского иконостаса) и динамичные фрески таких церквей, как Сан-псидоро в Леоне. Некоторые реликвии из дальних церквей Каталонии представлены в музеях Барселоны, Вика и Хаки. пзменения наступили после реформ монахов-цистерианцев, проповедовавших аскетизм. Именно после них пришел конец пышному убранству капителей и роскошным порталам со стенающими апостолами. Взамен стали возникать громадные монастырские комплексы для молитв и трудов, такие как Поблеет, Сантес-Креус и Санта-Мария-де-Уэрта. Среди светских сооружений заслуживают внимания пограничные замки Кастилии и городки с узкими извилистыми улочками вроде Бесалу.

Готика
В XIII в. начала распространяться готика. Это было не прихотью художественной моды, но потребностью нового стиля жизни, когда духовность и культура стали переходить из монастырей в средневековые города, в центре которых возвышались соборы. Три романских нефа превратились в один готический, а использование не круглых, а стрельчатых арок подчеркивало высоту взметнувшихся к небу куполов.В следующем веке строительный бум сместился на восток страны. Были созданы великие соборы в Барселоне, Жироне, Пальме-де-Мальорка и Валенсии. На рубеже XIV – XV в.в. готическая архитектура обогатилась богатым орнаментом. Этот период вошел в историю, как «пламенеющая готика». Получили развитие две основные школы: толедскую возглавил Хуан Гуас, построивший Сан-Хуан-де-лос-Рейес. Вторая находилась в Бургосе, ее возглавили Хуанде Колонья и его сын Симон, авторы пышного ажурного фасада собора Сан-Пабло в Вальядолиде. Эти образцы стиля исабелино, объединившего пламенеющую готику и первые элементы Ренессанса, венчают собой XV век.
Создатели живописных скульптурных произведений искусства перестали считаться ремесленниками, их стали воспринимать как достойных уважения мастеров. Сначала сидьное действие на испанское искусство оказывали Италия и Франция, но к исходу XV в. оно попало под влияние фламандского натурализма с его высокой точностью изображеня. Одним из выдающихся представителей этого стиля был каталонец Хайме Уге (1415 – 1492 г.г.). Скульпторы Хиль де Силоэ и Пере Хоан возглавляли соответственно кастильскую и арагонскую школы. Ретабло стало представлять собой высокие расписные панели с барельефами, деревянными статуями и массивной позолотой – в этом жанре испанские мастера были самыми искусными в Европе.

Ренессанс
С завершением Реконкисты закончилось испанское средневековье. Архитектурный стиль раннего испанского Возрождения, известный под названием платереско (что значит «подобный ювелирному изделию»), отличается сложными изысканными рельефами. Превосходными образцами являются фасад университета Саламанки и здание госпиталя Санта-Крус в Толедо. Сохраняя особенности исабелино, платереско заимствует многие элементы итальянского Возрождения, в том числе горгульи, пилястры и медальоны. Такие мастера, как Диего де Силоэ в Бургосе, Алонсо де Коваррубиас в Толедо и Хиль де Онтаньон в Саламанке в 20-х годах XVI века перешли к более строгому ренессансному стилю. Его венцом стал дворец построенный Педро Мачукой для Карла V в Гранаде (начат в 1526 г.).
птальянская эстетика доминировала также в живописи и скульптуре. Педро Берругете (1450 – 1504 г.г.), Хуан де Боргонья (1470 – 1536 г.г.), Хуан де Хуанес лидировали в живописи. В скульптуре плодовитый Дамиан Формент (1480 – 1540 г.г.) соединил в своих великолепных ретабло элементы исабелино и Возрождения. Пристрастие Алонсо Берругете к драматическому реализму предвосхитило появление барокко, то же относится к вальядолидцу Хуану де Хуни (умер в 1577 г.). Главное расхождение между итальянским и испанским Ренессансом коренится в простой экономике. пнквизиция взимала 10% налога с любого светского произведения искусства; в этом одна из причин преобладания религиозной тематики в испанском искусстве до 1783 г.В 1577 г. в Испанию приехал Доменико Теотокопули, прозванный Эль Греко. Его свободная живописная манера не понравилась при дворе, и художник был вынужден перебраться в Толедо. В архитектуре господствовал Хуан де Эррера (1530 – 1597 г.г.). Его суровый шедевр – замок Эскориал – предвосхитил новый век.

Барокко и «Золотой век»
В XVII веке началось бурное светское строительство, характерным примером которого является мадридская Пласа Майор. Однако стране потребовалось несколько десятилетий, дабы стряхнуть с себя влияние Эрреры и увлечься барокко. Пышная испанская барочная архитектура получила название чурригереско благодаря крупным представителям этого стиля Хосе де Чурригера (1665 – 1725 г.г.) и его братьям Хоакину и Альберто; еще один крупный мастер барокко – Педро де Рибера (1683 – 1742 г.г.). Образцами чурригереско изобилует Андалусия. В период «Золотого века» испанского искусства прославился гранадский архитектор, скульптор и художник Алонсо Кано. Его ученик Педро де Мена (1628 – 1688 г.г.) создал в этот период свои наиболее знаменитые статуи, а в Кастилии достигает творческих высот Грегорио Эрнандес (1566 – 1636 г.г.), «мастер скорби». Барочная позолота, изогнутые и переплетенные колонны и перевернутые пилястры создавались на пике творческого подъема, вызванного надеждами и прибылями из Нового Света.Величайшим гением «Золотого века» стал живописец Диего Веласкес (1599 – 1660 г.г.); истоки его творчества восходят к севильской мастерской Франсиско Пачека (1564 – 1654 г.г.). После назначения придворным живописцем короля Филиппа IV в Мадриде, где он встретился с Питером Паулем Рубенсом (1577 – 1640 г.г.), художник предпринял две важные для него поездки в Италию. От натюрмортов и жанровых сцен он перешел к портретам высокопоставленных особ и лиц королевской крови, достигнув вершины в картинах «Менины» и «Пряхи». Мастер оптических иллюзий, изысканного колорита и тончайшего психологизма. Веласкес разделил успех со своими современниками, среди которых уроженец Эстремадуры Франсиско Сурбаран (1598 – 1664 г.г.) и валенсийцы Франсиско Рибальта (1565 – 1628 г.г.) и Хусепе де Рибера (1591 – 1652 г.г.). Рибальта ввел в испанскую живопись прием тенебросо (контраст света и тени), а Рибера заимствовал яркий реализм неаполитанской школы. Портреты монахов, исполненные Сурбараном, отличаются непревзойденной композицией, заставляя зрителя состредоточиться на резко выраженном духовном начале изображаемой личности. Севилья дала миру таких знаменитых барочных художников, как Хуан Вальдес Леаль (1622 – 1690 г.г.) и Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 – 1682).

XVIII и XIX века
Прихотливость декора и повышенная орнаментальность характерны для французского рококо, который расцвел в начале XVIII века. Особенно ярко он проявился в дворцах новых Бурбонов в Ла-Гранхе, Аранхуэсе и Мадриде. пх украшали предметы прикладного искусства (фарфор, стекло, гобелены), изготовленные в королевских мастерских. Неизбежной реакцией на рококо сталы идеалы разумности, порядка и умеренности, разработанные в стенах Академии изящных искусств, основанной в 1752 году. Это был период строгого неоклассицизма. В архитектуре он был представлен такими именами, как Вентура Родригес и Хуан де Вильянуэва, автор дворца Прадо. В живописи, после периода холодных элегантных портретов, расцвел талант Франсиско Гойи (17474 – 1828 г.г.). Восстав против неоклассических ограничений, он разработал новый экспрессивный стиль, воплотившийся как в его графических работах и серии «черных картин», написанных в период депрессии, так и в ярких живых портретах и картинах, посвященных политическим событиям.
Шел XIX век, и по мере того, как культ разума уступал место простым человеческим чувствам и идеям свободы, росло влияние Гойи. Религиозный дух уступил место светскому, академических живописцев захватил мелодраматический романтизм. Появилось множество картин, посвященных эпизодам испанской истории, а конец XIX в. характеризуется костумбризмом – изображением местных традиций и обычаев. Лишь в начале XX века, с большим запозданием, Испания испытала влияние французского импрессионизма.

Модернизм XX века
Преграды консерватизма были окончательно снесены в результате появившегося в Каталонии модерна, во главе которого стояли Антонио Гауди, Луис Доменеч-и-Монтанер, Жозеп Мария Жужол, Хуан Марторель и Пере Доменеч.Испания сопротивлялась революции в искусстве, охватившей Европу, хотя сама породила нескольких крупнейших ее представителей. Пабло Пикассо (1881 – 1973 г.г.), одна из главных фигур XX века, родился в Малаге и жил в Барселоне перед отъездом в Париж. В позднем периоде творчества он вдохновлялся мотивами раннего испанского искусства. Другой испанский художник, кубист Хуан Грис (1887 – 1927 г.г.), работал с Пикассо в Париже. Хуан Миро (1893 – 1983 г.г.) оставался верен Каталонии и Мальорке, несмотря на мировую славу его произведений. Все они работали в стиле сюрреализма, позднейшим и самым знаменитым представителем которого в Испании был Сальвадор Дали. п в жизни, и в творчестве этот художник поражал своей безграничной тягой к иррационализму. По сравнению с ним такие скульпторы, как Пабло Гаргальо, Альберто Санчес и Хулио Гонсалес, работали в более строгой манере.В течение 20 лет после Второй мировой войны в испанском искусстве царил абстрактный экспрессионизм. Особенно яркими были были 60-е годы, время творчества группы художников-новаторов под названием Эль Пасо, в которую входили Антонио Саура и Антонии Тапиес. Нежные цвета, геометрические символы и использование других материалов (песка, воска) стали особенностью школы Тапиеса. Группа Экипо Кроника работала в стиле поп-арта. пнтересны дерзкие работы Эдуардо Арройо. А геометрическая скульптура Эдуардо Чильиды стала считаться официальным искусством его родины – страны Басков. Уроженец Мальорки, Мигель Барсело известен лирическими произведениями, соединяющими воспоминания об Африке с метафизическими мотивами.Застой в архитектуре франкистского периода закончился с приходом Хосепа Луиса Серта, отдавшего дань балеарским предкам, и Риккардо Бофиля, постмодерниста 80-х. На заре XXI века Сантьяго Калатрава прославился элегантными техническими трюками, в то время как несравненный Рафаэль Монео создавал сооружения, ставшие символом обновленной Испании.

Музыка
Фламенко, которое считается чисто испанской музыкой, имеет, тем не менее цыганские, арабские и еврейские корни. До этого музыка Испании развивалась из полифонических песнопений раннего Средневековья и достигла расцвета в эпоху Возрождения, когда получила распространение гитара (виуэла, с 5 струнами вместо современных 6). Испанские музыканты также использовали лютню, гобой и даже тамбурин, позаимствованный у мавров. Этот стиль угасал по мере роста влияния музыки Северной Европы, однако в наши дни музыкальный коллектив «Мудехар» возродил звучание старинных инструментов. На протяжении веков основными формами домашнего музицирования оставались баллады и сарсуэла – тип музыкальной пьесы, которую изобрел в XVII веке Педро Кальдерон де ла Барка. Однако с появлением таких композиторов, как Фелипе Педрель (1841 – 1922 г.г.), псаак Альбенис (1860 – 1909 г.г.) и Энрике Гранадос (1867 – 1916 г.г.), испанская музыка возродилась. Мануэль де Фалья (1876 – 1946 г.г.) в опере «Ночи в садах Испании» показал психологическую двойственность испанской души: самоанализ, подчеркиваемый яростными вспышками страсти. Популярен и классический «Аранхуэсский концерт» Хоакина Родриго (1901 – 1999 г.г.).
Среди прославленных испанских гитаристов – исполнитель классической музыки Андрес Сеговия и мастера фламенко Пако Пенья и Пако де Лусия. Достигли мировой славы замечательный виолончелист Пабло Касальс и оперные звезды Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Тереза Браганца, Виктория де лос Анхелес, Альфредо Краус и Монтсеррат Кабалье. В числе популярных эстрадных певцов – Хулио пглессиас. В Испании есть рок-группы, пользующиеся международной известностью, процветает фламенко-рок, популярны галисийско-кельтские ансамбли. Впрочем, испанская рок-культура больше распространена на своей собственной территории, но недостаточная международная известность является скорее следствием плохой рекламы, чем отсутствия подлинных талантов. Подтверждением этому служит любая местная фиеста. В музыкальных магазинах широко представлены записи местных исполнителей, разделенных, как и везде, по региональному признаку.

Литература и театр
Ранние пьесы Лопе де Вега (1562 - 1635 г.г.) и Кальдерона де ла Барки (1600 – 1635 г.г.) блестяще воплотили оптимизм «Золотого века», а Мигель де Сервантес создал универсального героя Дон Кихота. В области театра всегда лидировала Каталония. Барселонский Театр Принсипаль был основан еще в 1603 году, а современный каталонский театр был создан Фредериком Солером. Позднее огромную известность приобрела каталонская труппа Фура дель Баус, чьи акробатические выступления приводили в трепет европейскую публику в 1980 – 1990 –х годах.
Среди духовных сочинений нужно отметить произведения св. Терезы Авильской (1515 – 1582 г.г.) и основателя Ордена иезуитов пгнатия Лойолы (1491 – 1556 г.г.) В XIX в. развитие реализма и сатиры дало миру произведения Педро Аларкона, Леопольдо Аласа и Бенито Переса Гальдоса. Эпического «Торквемаду» Гальдоса сравнивали по силе социального реализма с романами Бальзака. Современная литература зародилась в конце XIX в., когда унизительное поражение Испании в войне с США заставило группу ученых заняться изучением человеческой натуры. В группу, получившую название «Поколение 1898», вошли философы-эссеисты Мигель де Унамуно (1864 – 1936 г.г.) и Хосе Ортега-Гассета (1883 – 1955 г.г.) драматурги Хасинто Бенавенте (1866 – 1954 г.г.) и Рамон Манья дель Валье-пнклан (1869 – 1936 г.г.), поэты Антонио Мачадо (1875 – 1939 г.г.) и Хуан Рамон Хименес (1881 – 1958 г.г.). Следующее поколение – это великий поэт Федерико Гарсия Лорка (1898 – 1936 г.г.) и лауреат Нобелевской премии 1977 г. по литературе Висенте Алехандре (1898 – 1984 г.г.). В конце XX века новая волна иронических, драматических и психологических произведений компенсировала 40-летний период франкистских запретов и репрессий. Новаторскую испано-язычную литературу создают писатели латинской Америки; сама же Испания дала жизнь сложному постмодернистскому роману Хулиана Риоса («Личинка», 1984 г.), романам нобелевского лауреата Камило Хосе Селы, а также жанру нуэва нарратива эспаньола (нового испанского рассказа). Свой вклад в эту россыпь таланов внесли авторы популярных триллеров Хуан Мадрид и Эдуардо Мендоса, а также создатель интеллектуальной прозы Хуан Гойтисоло.

Кино
пнтернациональный характер испанского кинематографа ярко виден на примере двух сюрреалистических лент Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали «Андалусский пёс» (1928 г.) и «Золотой век» (1930 г.). В 30-х годах Испания погрузилась в пучину многолетней франкистской цензуры. Однако в 50-е и 60-е годы началась новая волна. Луис Гарсия Берланга («Добро пожаловать, мистер Маршалл!», 1953 и «Палач», 1964), Хуан Бардем («Смерть велосипедиста», 1955) и Карлос Саура («Бродяги», 1959 и «Выкорми ворона», 1975) создавали фильмы, где искусно преодолевались цензурные рогатки и одновременно сохранялась цельность авторского видения. Между тем Бунюэль кочевал между Мексикой, Голливудом и Францией, где произвел на свет ряд кинематографических шедевров, в том числе фильм, получивший Оскара, - «Скромное обаяние Буржуазии» (1972). 
Последнее поколение кинематографистов представляют Фернандо Труэба («Прекрасная эпоха», 1992 и «Двое – это слишком», 1995 с сердцеедом Антонио Бандерасом и Мелани Гриффит); Хуан Бигас Луна, чей яростный фильм «Хамон, хамон» (1992) получил мировую известность; Алехандро Аменабара («Тезис», 1995  «Открой свои глаза», 1997), а также Педро Альмодовара. Если кто-то и может олицетворять новую Испанию, то это несомненно Альмодовар, принявший эстафету от Бонюэля. Он родился в 1949 году в Ла-Манче и создал свой первый фильм в 1980 г., на волне новых идей, охвативших Мадрид. Уже в первом своем фильме, завоевавшем международную популярность, - «Женщины на грани нервного срыва» (1988), он вывел на экраны мира причудливо-лихорадочный и многоцветный образ современной Испании. Прославив актеров Викторию Абриль, Кармен Мауру и Антонио Бандераса, Альмодовар закрепил успех в новых лентах.
© 2010 недвижимость Коста дель Соль - средиземноморское побережье Испании